То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Спасибо всем, кто кликнул на опрос в предыдущей записи о лучшем методе поощрения заполнения анкеты). Это один из тех моментов, за что я люблю свой предмет - он показывает, что человек отнюдь не только экономическое, но и социальное существо.

Во всяком случае в американском контексте, мы точно знаем, что лучше всего работает пункт 1 - прислать $2 с первым письмом. Потому, что срабатывает так называемая "норма взаимности" (Norm of reciprocity) — иначе говоря, социально адаптированные люди воспринимают «оплату» взаимных социальных долгов как наипервейшую обязанность. Т.е. задача этих денег - привлечь внимание к анкете и включить чувство "социального долга". В то время как обещания заплатить потом, даже гораздо большую сумму (вплоть до $25) не работают совсем, потому что тогда речь идет не об социальных условностях, а об экономической выгоде, и народ не хочет тратить свое время за мелкую сумму.

К сожалению, я не нашла такого рода исследований на пост-советском пространстве, социальное анкетирование там не в почете (из-за ряда сложных причин), так что точно сказать, что оно будет работать точно так же - не могу. Возможно, результаты будут более смешанные из-за более низкого уровня доверия в обществе в целом. Но по крайней мере частично - должно работать, мне кажется. А вы как думаете? Мне правда интересно).

@темы: социология

Комментарии
21.06.2014 в 11:00

Выбираю размеренность.
Хм... я опишу свои чувства (я периодически принимаю участие в разных соцопросах - просто для развлечения). Вот если бы мне прислали сразу 2 доллара, я бы, конечно, заполнила анкету, но остался неприятный осадок, что мне навязывают обязанности, на которые я не подписывалась, тем самым лишая меня выбора. А вот если бы пообещали 2 доллара за заполнение, то это уже была бы другая история - решение оставалось бы за мной.
21.06.2014 в 18:18

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Теодора, ты права, поэтому анкеты рассылаются с пригласительным письмом, где очень вежливо и мило просим заполнить анкету, призывая к альтруизму (от "от этого зависит как спонсируются школы" до "помогите науке", и, конечно, "ваше мнение очень важно для нас"), а деньги позиционируются как a small token of appreciation, стараемся избегать малейших намеков на "мы вам заплатили".