То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
На дневнике у  Афина Пила?да! зашла дискуссия на довольно болезненную для меня тему: балансом между воспитателем и родителем. Эти бесконечные поучения, напоминания, контроль, которые разрастаются и стремятся занять все пространство материнства, когда нету сил и времени на просто порадоваться ребенку, позаниматься глупостями, потому что со стола не убранно, музыка не играна, русский не выучен, английский не читан.... И тут как не изгаляйся - получаешься плохая мама. Ты или бесконечно предъявляешь претензии, или "не учишь ребенка ответственности".

Сегодня же еще напоролась на статью 1927-го года, которая так точно подмечает, как обязанность воспитать будущего взрослого заслоняет понимание, что сегодня это - ребенок.

Кстати, что мне довольно сильно помогло хотя бы начать с этим справляться - это некоторые принципы из системы Монтессори. Во-первых, они рассматривают тоже, например, детское невнимание к бардаку, как часть развития. В частности, они обращают внимание на то, что младший школьный возраст - это возраст больших идей. Именно в этом возрасте дети мечтают о полетах в космос, их интересуют фундаментальные принципы жизни (что такое хорошо, что такое плохо, откуда я взялся, и т.д.) и на фоне этого, крошки на столе - они просто вне зоны внимания, они неважны, и не имеют никакого отношения к лени, и уж, конечно, не "на зло". А второе - принцип естественных последствий. Т.е. иногда надо разрешать детям совершать ошибки и расплачиваться за них. Возможно, стоит позволить ребенку пойти в школу с несобранным портфелем - и пожать плоды. И объяснить учителю, почему нету домашнего задания. Учитывая, какой я control freak, это часть мне тяжело дается. Но помню, когда были битвы с тем, чтобы Алеша быстрее собирался по утрам, в какой-то момент я просто сказала: "Через 10 минут мы садимся в машину, в чем бы ты ни был одет - если ты еще будешь в пижаме, пойдешь в школу в пижаме." Когда ребенок понял, что я не шучу - утро перестало быть проблемой.

А вы что думаете? Если есть идеи, как это все балансировать - буду рада).

P.S. “Parenthood abruptly catapults us into a permanent relationship with a stranger”

@темы: дети и их родители

Комментарии
23.01.2013 в 18:14

Изменяй себя, не изменяя себе...живи!
Ой! Боюсь мое всезнайство здесь дало сбой))))
Я бы даже попросила тебя еще поделиться секретами :) и способами
23.01.2013 в 23:06

Grau, teurer Freund, sind alle Theorie, und grün des Lebens goldner Baum (Goethe)
Хочется надеяться, что когда-нибудь к большим идеям добавится-таки любовь к порядку. У нас это главная проблема, в остальном ребёнок золотой (пока), в школу собирается очень быстро, учится хорошо, другой бы сказал радуйтесь, мамаша, но меня расстраивает, что совсем нет привычки убираться и все мои убеждения на эту тему воспринимаются в штыки. В остальном у меня ощущение, что я очень халатная мама, потому что я ребёнка очень мало воспитываю. Именно в том смысле - нужно делать так, а не иначе, ты поступаешь неправильно и тд. Как-то нет для этого почвы. Только на тему уборки пилю
24.01.2013 в 00:02

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
сумеречный_заяц, Хочется надеяться, что когда-нибудь к большим идеям добавится-таки любовь к порядку. Монтессори утверждает, что "всему свое время" - по себе сужу, сколько с мамой битв было по этому поводу... а выросла - и любовь к порядку проснулась.
у меня ощущение, что я очень халатная мама, потому что я ребёнка очень мало воспитываю. это очень хорошая мама, мне кажется! Я для себя сделала вывод - если я начинаю действовать по системе "повоспитывать", то результат, как правило, плачевный. Это как я одно время пилила ребенка по поводу самостоятельности - "твои игрушки - ты и убирай, твоя кровать - ты и заправляй", а потом ребенок мне на какую-то мелкую просьбу так между делом заявил "это твоя работа - ты и делай". Мама резко вспомнила силу собственного примера и слезла с табуретки воспитателя). Но я пилю по поводу расписания - с моей учебой-работой, его школой и множественными кружками - у нас оно очень жесткое, где отступление на пол-часа часто означает крах системы. Поэтому мне кажется, что я постоянно куда-то бегу и его подгоняю, а иногда хочется просто сесть и расслабится.
24.01.2013 в 01:48

Grau, teurer Freund, sind alle Theorie, und grün des Lebens goldner Baum (Goethe)
Tig-renok, да, мне просто внутренне очень претит ситуация, что у ребёнка совсем нет никаких обязанностей и что дитё согласно заниматься только своими делами. От этого пунктика никак не могу отказаться)

Но я пилю по поводу расписания - с моей учебой-работой, его школой и множественными кружками - у нас оно очень жесткое, где отступление на пол-часа часто означает крах системы

да, когда такой стресс, тогда не покидает ощущение неоправданного понукания и "подстёгивания" ребёнка) у нас пока такого нет, я как раз ищу работу, а сын ходит только на один кружок. Надеюсь, что когда я выйду на работу, ребёнок сохранит свой реактивный темп собирательства в школу)
24.01.2013 в 09:37

Так пускай повсюду на земле, словно лампочки включаются улыбки!
Девочки, я только и читаю эти дискуссии, мне тоже трудно бывает себя контролировать, и я тоже изо всех стараюсь быть в первую очередь другом своему ребёнку.

п.с. у нас тоже бардак и разбросанные вещи в комнате не замечается ребёнком :(

Сейчас мы подписали "Договор", прям по настоящему составили и подписали, с одной стороны папа, с другой стороны дочь, на поставку интернета к её компьютеру с пятницы вечера по вечер воскресенья, в будни комп не включается, слишком занята, взамен просим интернетом пользоваться с умом, а не только игры, он-лайн игр не больше двух, читать в день четыре рассказа каких-то писателей, с записью в тетрадке, и пересказом мне, также поддержание порядка в комнате (ну хоть какого-нибудь уж порядка, что б не валялось ничего зайти ведь невозможно...), ну и четыре слова на англ. выучить в день.
Пока помогает, но тому договору всего лишь две недели.
Один нарушенный пункт - интернет отключается насовсем.
24.01.2013 в 19:42

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Лапуленция, я тоже изо всех стараюсь быть в первую очередь другом своему ребёнку. должна сказать, что "быть другом ребенку" для меня никогда не было самоцелью. Я хочу быть хорошей мамой, и думаю дружеские отношения из этого вытекают, но этим не ограничиваются. В конце концов, друзей у него будет много, а мама - одна). Но я хочу наслаждаться материнством, и чаще так и есть, мне нравится быть мамой, но за бегатней, за стрессом, иногда только негативное замечаешь, и пропускаешь замечательное. А я не хочу пропускать хорошее, я хочу его помнить).

Сейчас мы подписали "Договор", прям по настоящему составили и подписали, с одной стороны папа, с другой стороны дочь а почему договор именно с папой, если не секрет? контроль интернета - новый родительский ад. пока сын маловат, чтобы им самостоятельно пользоваться, но уже приходится ограничивать время компьютерных игрушек. пока это не проблема - тьфу-тьфу-тьфу - но посмотрим, как там оно дальше будет.
24.01.2013 в 23:21

Так пускай повсюду на земле, словно лампочки включаются улыбки!
Tig-renok, папа строже меня во сто крат, она мной может вертеть - папой нет. В договоре есть обязательные пункты к выполнению с её стороны, и мне она может так мозги запудрить, что я могу закрыть глаза на какие-то мелочи, папа же спрашивает со всей строгостью, на самом деле очень выручает...
28.01.2013 в 23:31

рыжая, честная, влюбленная
Tig-renok, а ты бы могла посоветовать, что про систему Монтессори лучше всего прочитать? Я знаю общие принципы, и мне интересно узнать более подробно, но несколько книжек брала, и все что-то не то...
А по теме сначала думала, что ничего сказать не могу - мы, как известно, еще в самом начале пути. Но, почитав комментарии, подумала добавить о себе. ) Я как-то не думала, а в детстве я совершенно не хотела убираться, и на дачу наотрез отказалась ездить лет в десять уже, но и до этого мало что там делала. А сейчас бьюсь за порядок у нас дома и жду весны, чтобы набрать разных семян помидоров и выращивать. При этом: с отчимом у нас по этим вопросам были жуткие скандалы, и он считал, что я ленивая до невозможности и вообще просто ужас. Потому что непослушная. Это смешно сейчас: у меня были все "пятерки" в школе, краситься я начала в восемнадцать, а алкоголь попробовала впервые в двадцать один год, и меня интересовали книги, рисунки и высокие идеалы - в общем, особо трудным подростком не была. Но вот уборка и дача меня не интересовали, да. ) А вот мама моя всегда говорила, что, когда она была девочкой, она ничего по дому не делала, но вышла замуж и стала делать все, что полагалось. И она меня, в принципе, защищала, говоря, что так и будет. Я, помню, сомневалась, но вот...
Вообще, мама меня во всем поддерживала и почти ни в чем не ограничивала. Не знаю, наверное, все дети и люди разные, но, мне кажется, для меня это было хорошо. Я просто все переросла. А так: компьютер у меня был с десяти лет, и я играла, сколько хотела и во что хотела. По ночам засиживалась. Некоторые игры были даже не совсем приличные. :-D Книжек я читала много, но, как сейчас понимаю, много было и мусора. Не чего-то душеразрушительного, но литературы в бумажных обложках. Отчим говорил: "А-а-а, ты читаешь всякую дрянь! Читай "Войну и мир"!" Ну, пришло время - прочитала и полюбила "Войну и мир", а в одиннадцать лет мне мама находила детские детективы, и я их прочитала несколько сотен. Тоже надоело годам к тринадцати.
Может быть, мои дети будут другими. Но мне бы хотелось в чем-то быть, как моя мама.
30.01.2013 в 06:15

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Лиска-Редиска, про систему Монтессори, я, если честно, знаю в основном из опыта - Алеша туда два года ходил, я наблюда, читала их материалы и ходила на их семинары. Не знаю, видела ли ты, но вот здесь как-то возникло обсуждение некоторых принципов. Я так же регулярно читаю научную литературу, которая сравнивает системы образования, и у Монтессори обычно лучшие результаты.
Вот если интересно:

The original article was at Slate: www.slate.com/articles/double_x/the_kids/2013/0...
And here is the actual research: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22656079

Одна из проблем с Монтессори состоит в том, что каждая индивидуальная школа - независима и при том, что общая философия остается той же, конкретные подходы могут меняться. Алеша ходил в "классическую" Монтессори - дети разных возрастов в одной группе, отсутствие "игрушек" и т.д.
В принципе, я бы посоветовала официальный сайт американской Монтессори: www.amshq.org/Montessori%20Education.aspx . У них так же есть страничка с рекомендациями книг по Монтессори: www.amshq.org/Family%20Resources/Family%20Suppo... .


Я как-то не думала, а в детстве я совершенно не хотела убираться, и на дачу наотрез отказалась ездить лет в десять уже, но и до этого мало что там делала. я тоже примерно такая была... меня всегда бабушка защищала... потому что некоторым вещам просто нужно время. и читала я все подряд, от Фрейда до детективов до романов)))
Но вот с компьютером мне сложнее - я ограничиваю Алешино время у телевизора, за айпедом, с видео-игрушками. Потому что инача ни на что другое время не хватит). У него никогда не было игрушек с военной тематикой - пистолетов там - потому что не покупала. Потому что мне не уютно с такими игрушками. И я собираюсь запрещать видеоигры с большим количеством насилия. Возможно, это строго - но для меня так правильно.
01.02.2013 в 12:57

Изменяй себя, не изменяя себе...живи!
Да уж... романы я помню. Они выводили меня из себя безгранично!!! ))))
А вот про запрет таких игрушек - мне кажется, возможен другой вариант: объяснить ребенку про то, что тебе это очень претит. Честно признаться, что ты не можешь ему разрешить, потому что считаешь это неправильным. Можно попросить его уступить тебе в этом.
Конечно. я НЕ ЗНАЮ, правильно ли это :)
01.02.2013 в 20:16

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Terali, объяснить ребенку про то, что тебе это очень претит. Честно признаться, что ты не можешь ему разрешить, потому что считаешь это неправильным. а ты думаешь, как я это делала? Я ему говорю, что мне такие игрушки не нравятся и мне неприятно, когда дети 'убивают' даже если это понарошку. А насчет "попросить уступить" - не уверенна, как это. Он не делает мне отделение - я мама и я устанавливаю правила. Но я не запрещаю ему использовать воображение - палка как ружье например. И не отбираю у него из рук игрушки, если ему кто-то подарил и тд.
01.02.2013 в 23:27

рыжая, честная, влюбленная
Tig-renok, спасибо. :-)
Я много слышала и немного читала о системе Монтессори, и мне, в принципе, все нравится, так что просто хочется понять принципы, чтобы можно было для детей создать подходящую атмосферу дома. Не знаю, будет ли у нас возможность отдать их в Монтессори pre-school: когда в такую школу хотели отдать племянницу, цена нас не порадовала. Хотелось бы, конечно. Племянницу, кстати, тоже не отдали, хотя у них семья куда более обеспеченная, чем мы сейчас. Ну, и все равно: столько всего можно начать прививать дома. И вот если про особенности разных возрастов, вроде возраста больших идей, я читала, но тоже не так много, то про принцип естественных последствий совсем не помню, чтобы читала, так что хочется как-то углубить знания. Заказала еще пару книг в библиотеке. :-)
А про пистолеты или компьютерные игры с убийствами я вообще понимаю. У меня была возможность играть в эти игры, но мне они были неприятны, и было бы, наверное, не очень приятно, если бы моему сыну это нравилось. Но, с другой стороны, вот муж рассказывал, что им мама не покупала игрушечных пистолетов, а им с братом очень хотелось, и они вырезали их из дерева. В принципе, не так уж плохо: и фантазия, и творчество там присутствовали. Но он также говорит, что в какой-то период это была навязчивая идея у них, а могли бы скорее перерасти. Я думаю, что он сыну деревянное ружье сделает, хотя, скорее, у нас в доме будет не только разрешаться, но поощряться интерес к фехтованию и иже с ними. Мне кажется, это интерес имеет потенциал и связь с культурой, историей и литературой, так что буду надеяться, что упор пойдет на это. )
02.02.2013 в 06:38

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Лиска-Редиска, просто хочется понять принципы, чтобы можно было для детей создать подходящую атмосферу дома. на сайтах у них обычно есть часть по "монтессори дома" - и лично мне действительно помогало.
Не знаю, будет ли у нас возможность отдать их в Монтессори pre-school я не знаю как в Канаде, но в Америке все daycares/pre-schools безумно дорогие, так что в этом плане Монтессори от них особо не отличалась. Но самое важное, так как часть философии Монтессори - diversity, то у них обычно присутсвуют возможности спонсирования - у нас в результате получилось дешевле, чем любая другая pre-school.

Но, с другой стороны, вот муж рассказывал, что им мама не покупала игрушечных пистолетов, а им с братом очень хотелось, и они вырезали их из дерева. В принципе, не так уж плохо: и фантазия, и творчество там присутствовали. Но он также говорит, что в какой-то период это была навязчивая идея у них, а могли бы скорее перерасти. мне кажется, что действительно важно в отсутствии пистолетов, так это то, что у ребенка много других вариантов игры, которые будут более первичный. Пистолет можно сделать, но это надо запланировать, придумать, сделать. Как ты и сказала - фантазия. А насчет "быстрее переросли бы" - может быть, а может быть и нет. Но с другой стороны я хорошо отдаю себе отчет, что она из причин, по которой у нас это правило работает - ребенку такие игры особо не интересны. Он никогда их не просил особо. Нельзя скучать потому, чего не знаешь - дома таких игрушек просто не было, Монтессори придерживается такой же философии - так что проблемы не возникало. С поездками в Беларусь это чуть изменилось, там это чуть ли ни единственное, во что играют мальчики, + все родственники дарят такие игрушки.
Но наверное, если бы ему действительно было это интересно, я бы стала не запрещать, а переправлять интерес на историю орижия и т.д. - как твой пример с фехтованием.