В связи с выборами в России, весь русский интернет пестрит опросами из серии "За кого вы будете голосовать/проголосовали?" А результаты используются как доказательство фальсифицированных выборов. С самим фактом фальсификации я не спорю - ни в одну сторону, ни в другую - со свечкой, как говориться, не стояла. Но вот эти интернет опросы мне глаза режут - как социологу. Потому что, эти опросы - классический пример непонимания, как работает социальная статистика. Поэтому позанудствую, хотя бы для себя.
Если по-научному, то две главные ошибки это некорректная процедура отбора респондентов и само-выборка респондентов.
Для начала - пример из Американской истории.
В конце предвыборной кампании 1936 года в США влиятельный еженедельный журнал «The Literary Digest», тираж которого составлял почти два миллиона копий, опубликовал результаты беспрецедентного по масштабу почтового опроса. Исследование должно было определить, кого хотят видеть американцы своим президентом: Франклина Д. Рузвельта, кандидата от демократической партии, баллотировавшегося на второй срок, или Элфа Лэндона, кандидата республиканской партии. Итоги электорального опроса не оставляли никаких сомнений: безоговорочную победу на предстоящих выборах одерживал республиканец Лэндон, за которого собирались голосовать 55% респондентов. Рузвельта поддержали участники опроса в количестве только 41%.
Результат выборов стал полной неожиданностью для «The Literary Digest»: действовавший президент Ф. Д. Рузвельт получил 61% голосов избирателей, в то время как его соперник — 37%. Сам опрос вошел в историю социологии как печальный пример полного провала крупномасштабного почтового опроса.
Это был не первый опрос этого журнала, наоборот, он предсказывал результат выборов с 1916 - и все это время правильно. Опрос 1936 года стал самым крупно-масштабным проектом за всю историю электоральных опросов. Для составления списка респондентов были использованы телефонные книги и регистрационные списки владельцев автомобилей каждого территориального округа во всех сорока восьми штатах.
Итак, что случилось?
1) Некорректная процедура составления выборки. Иначе говоря - кому отослали анкеты? Респонденты были отобраны, главным образом, из обширной картотеки журнала, которую владельцы создали с целью привлечения новых подписчиков: владельцы телефонов и аытомобилей. Как телефон, так и автомобиль в тридцатых годах прошлого века являлись определенным показателем уровня дохода. Таким образом, необъективно большую долю в выборке представляли состоятельные американцы. Учитывая, что во время выборов 1936 года существовала тесная взаимосвязь между размером доходов и партийными предпочтениями, результат можно было прогнозировать еще до начала опроса. В то же время процедура исключала значительную часть электората — бедняков, которые пред- положительно обеспечили победу Рузвельта: многие сторонники президента не участвовали в опросе только потому, что не имели автомобиля и телефона.
2) Само-выборка респондентов. Менее 25% анкет вернулись в журнал. И кто вернул анкеты? Более образованные и обеспеченные избиратели, склонные поддерживать Лэндона, с большей вероятностью заполнили и вернули анкеты (образованные люди вообще чаще со своим мнением лезут...).
Ну а теперь ближе к телу, как говориться - то есть к Российским опросам и выборам.
Согласно мировой статистике, в 2011 только 43% россиян имеют доступ в интернет. Причем это включает тех, кто имеет ежедневные доступ и тех, кому интернет доступен только раз в несколько месяцев, и все виды связи. Естественно, доступ к интернету распределен не равномерно - это привилегия образованных и с хорошим достатком, ну и конечно живущих в городах. И они же очень вероятны иметь определенные политические предпочтения. А теперь примем во внимание, что все эти пользователи не тусуются на одном и том же сайте, и сами выбирают отвечать или нет (то есть ему выборы хоть как-то интересны должны быть, чтобы не полениться кликнуть). Ну и к тому же мы обычно выбираем сайты, которые нам интересны - с которыми мы согласны. То есть там гораздо проще встретить единомышленников, чем в целом по стране.
Так что все эти опросы - это так, что думают некоторые посетители этого сайта по этому поводу. А ко всей России это не имеет не малейшего отношения.
Уф. Выговорилась.
@темы:
американо,
социология
А все остальное - согласна!
Спасибо
Кстати, фразы из серии "ни один из моих знакомых не голосовал за...., а он выиграл, значит выборы сфальсифицированы" совершают ту же ошибку)))).
И на здоровье, рада, что хоть кому-то интересно было).